пятница, 16 июня 2017 г.

Как трансформировать детское "купи" в творческий процесс

Друзья, всем привет!

  Думаю, вы помните, я участвую в марафоне #СнижаюСвойЭкослед №4, (http://chistopashin.ru/marathon).

Вот вам обещанный пост (часть первая), про "сомнительные удовольствия" для наших детей. Напоминаю, пост пишется в рамках эко-марафона, так что акцент я делаю на сокращение избыточного потребления.
Но даже если вам не близка тема экологичной жизни, возможно вы возьмете себе что-то полезное из этого поста. И еще, я не психолог, а просто мама трех детей  и писать я буду только про наш опыт. Вполне возможно, что ваш опыт кардинально отличается от  нашего и у вас всё-всё по-другому.  Улыбаемся и машем, проходя мимо :)))


Все мамы знают, что сначала у детей идет возраст согласия, когда они почти на всё отвечают "да". Замечательное время - 1,5 - 2,5 года. А потом приходит возраст, когда дети на всё отвечают "нет!" - знаменитый кризис трех лет.  Но этим всё не заканчивается. У моих детей примерно в 5 лет приходит возраст слова "купи!".
Сейчас мы активно проходим этот период с сыном, у старшей дочки он тоже был. Возможно, у кого-то он начинается раньше, у кого-то позже. Но скорее всего, однажды вы столкнетесь с тем, что ребенок почти каждую неделю просит или требует что-то купить. Какую-нибудь игрушку, может быть мелочь, может быть что-то глобальное. И вы точно знаете, что поиграв в это 1-2 дня, оно забудется, а еще через 3 дня возникнет новое "купи!".
Даже не поднимая вопрос впустую растрачиваемых финансов, совершенно не хочется заполнять свой дом всяким игрушечным хламом. Ведь, то что сегодня у ребенка "идея фикс", уже завтра просто пластиковый мусор. Я совершенно не против иногда что-то купить ребенку, даже без повода. Ключевое слово ИНОГДА. Что делать, если ребенок просит-требует что-то купить гораздо чаще, чем вы на это готовы?

Первое, нужно понять, почему это важно для ребенка:
- Ему действительно нужна новая игрушка с определенными свойствами. Он уже мысленно примерил, что будет с ней делать и как ей играть.
- Как говорят психологи, ребенок таким образом требует вашего внимания.
- Детям важно знать, что их желания для нас не пустой звук. Если их желания для вас важны, то значит и сам ребенок вам дорог и важен. Такая  проверка для мамы и папы: я для вас важен?

Теперь по пунктам решаем этот вопрос.

1. Выясняем, какие ключевые характеристики ждет от этого предмета ребенок. Наши ожидания от игрушки не равны ожиданиям ребенка, всё может быть гораздо проще!
Например, был период мои дети требовали купить планшет. Я спросила: а какой планшет вам нужен? Как он выглядит? Что в нем есть? Для чего он?
Ответы детей: Планшет плоский, вот такого размера (машут руками), у него есть экран, а по краям кнопки. Планшет показывает картинки.

2. Придумываем, как создать желаемую игрушку из того, что есть под рукой, обязательно стараясь, чтобы в ней присутствовали все характеристики, обозначенные ребенком.
Отлично! - говорю я и достаю большие яркие рамки для фото из ИКЕА, подаренные нам кем-то. Смотрите - они такого же размера, как вам надо. Кнопки мы сейчас бумажным скотчем на края наклеим. Экран - есть. И главное волшебство - картинки вы можете туда вставить сами, какие хотите! Что нарисуете, то у вас в планшете и будет.
Конечно, дети понимают, что этот планшет не настоящий, но они же дети! Они азартно включаются в игру и еще пару месяцев рисуют картинки для своих планшетов.


3. Если дети требуя покупки, на самом деле жаждут вашего внимания, то совместное творчество по созданию желаемой игрушки даст этого личного внимания в разы больше, чем акт покупки.

4. На самом деле, вы показали ребенку, что его желание для вас важно и вы нашли способ удовлетворить это желание. Проявили искреннюю заинтересованность. Ребенок будет очень рад!

Постепенно, действуя раз за разом таким образом можно трансформировать у ребенка стремление к легкому решению "купи", на поиск творческого решения. Тогда ребенок,  сталкиваясь с новым желанием, постепенно начнет мыслить " а как это сделать самому?" Что конечно, отлично развивает воображение и всячески полезно для дальнейшей жизни. Например, моя семилетняя дочь, загораясь новой идеей, уже сейчас задает вопросы: а мы можем это сделать?  Как нам это сделать?

Я даже не смогу сразу вспомнить, сколько всего мы сделали для детей взамен этого "купи", но вот не полный список того, что пришло на память:
прялка, чтобы прясть нитки из шерсти (попробовали в деле), мольберт, упомянутые в примере планшеты, сшитая мамой кошечка, сшитые дочкой под присмотром мамы или бабушки - черепаха, собака, хомячок; колечко в виде кошечки, в котором есть мини-коробочка и она открывается; картонные небольшие навесные замочки, с открывающейся дужкой и еще много всяких мелочей.



Тут важно, точно знать, какой образ вещи есть у ребенка. Например, как-то раз требовалась русалочка, и я сшила длинноногой кукле хвост, как у русалки - красивый, аккуратный серебристый хвост. Дочка его категорично отвергла. Хвост должен быть твердым! Тогда они с папой слепили из пластилина форму в виде хвоста и залили ее строительным силиконом, оставшимся от ремонта. Хвост, честно скажу, получился страшненький, но дочка была от него в восторге.
И еще важно, чтобы дети видели, что родители и для себя в своей взрослой жизни что-то делают сами, своими руками. Возможно, если вы всегда пользуетесь только вариантом "купить", то и ребенок будет рассматривать этот вариант, как единственно возможный.

Многократно опробовав этот способ уклонения от спонтанных покупок по требованию ребенка, и слегка изменив способ мышления ребенка в сторону креатива можно переходить к продвинутой версии. Назовем ее "сделай сам!" Предлагаем ребенку самому придумать, как решить его запрос имеющимися в доме ресурсами.
Вот вам совсем свежий пример, наш сын сейчас переживает волну увлечения треками для машинок. У него есть трек, подаренный ему 1,5 года назад на день рождения. Сын в него уже долго играет. Вот он приходит ко мне с тем, что ему срочно нужно купить новый трек "такой-то и такой-то" и еще дополнительные детали к нему "такие-то и такие-то" и чтобы там можно было "вот так и так" играть. Я всё внимательно слушаю (уделяю внимание!), а потом говорю: "я понимаю, ты хочешь, чтобы трек стал больше и интереснее. Я не разбираюсь в треках совсем. Давай, ты сам придумаешь, как это сделать?"
Через час он зовет меня восторженным шепотом: мам, пойдем, покажу! я целый город сделал!
(Смотрите фото). - Молодец, сын! Здорово придумал! (и ИКЕА молодец, какая у них универсальная дорога).


Плюсы такого подхода:
- это экологично, снижаем бессмысленное потребление;
- это экономит до 1000 рублей в месяц, даже при самых скромных запросах детей;
- это развивает творческое мышление у ребенка и его родителей;
 - совместное решение творческих задач укрепляет эмоциональную близость с ребенком;
 - ваш ребенок приобретет новые навыки, научится шить или работать с шуроповертом, например;
- ваш ребенок не будет биться в истерике в магазине, если вы ему откажите в покупке, он знает, что всё можно не только купить, но и создать.

Ну, и напоследок к этой части: я не против покупки новых игрушек и мы покупаем их детям, если видим, что это не однодневное желание, а действительно длительное увлечение. И да, из этого правила бывают исключения. Иногда действительно стоит купить. ИНОГДА.

Вторая часть этой темы будет посвящена детскому досугу, я расскажу вам про аттракционы, цирк, зоопарк и прочее, а так же расскажу про наш ответ индустрии детских развлечений.
Но уже снова в отдельном посте...
 
ПС: "Краткость - сестра таланта" Эх, Юля-Юля ;))))




1 комментарий:

  1. Ах, Юля-Юля! Да ты настоящая фея!) Ты знаешь, а ведь и у моих был какой-то такой период - сейчас пытаюсь вспомнить, что мы делали. И понимаю, что особо - ничего))) Мы не так уж и часто ходили в магазин вместе с детьми, а если они что-то "цепляли" в киосках Роспечати, практически всё это можно было дождаться от Деда Мороза либо на день рождения (правда-правда, они охотно соглашались ждать до др, пусть даже и год;-)))) Не припомню каких-либо истерик)) Но многое из того, что ты пишешь, мне близко: реально с детьми делали сами телефоны "первого поколения"))) Ульяша до сих пор лепит куклам обувь из соленого теста и шьет одежду из маминых тряпочек, коих, благо, в изобилии оставлено от старых вещей)))
    Продолжай писать - у тебя отлично получается! А я пошла читать то, что уже написано;-)

    ОтветитьУдалить